Утверждено Приказом № 2/1-ОД от 01.09.2023 Протокол педагогического совета №1 от 30.08.2023 Директор МКУДО БДШИ ______________ Н.С. Туренкова "____" ______________ 2023г. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств» Учебные планы 2023 - 2024 учебный год пгт. Бисерть РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4 – 5 ЛЕТ НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА РИТМИКА И ТАНЕЦ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВСЕГО КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 2 2 2 6 РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5,5 - 6 ЛЕТ НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА МУЗЫКА РИТМИКА И ТАНЕЦ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА ВСЕГО КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 2 2 2 6 УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства на 2023-2024 учебный год (1,2,3,4,5 класс) «Живопись» Нормативный срок обучения – 5 лет Структура и объем ОП ПО.01. Обязательная часть Художественное творчество 2838 1419 1419 ПО.01.УП.01. Рисунок3) 990 429 561 ПО.01.УП.02. Живопись 924 429 495 ПО.01.УП.03. Композиция станковая 924 561 363 История искусств 462 214,5 247,5 ПО.02. 9 5-й класс 2383.5 1868,5 8 4-й класс 1633,5 1633,5 7 3-й класс 3984 3502,5 6 2-й класс 5 Распределение по годам обучения 1-й класс 4 Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия 3 (по учебным 2) полугодиям) Экзамены 2 Промежуточ ная аттестация Аудиторные занятия (в часах) Зачеты, контрольные уроки 1 Самосто ятельная работа Групповые занятия Наименование частей, предметных областей, учебных предметов и разделов Макси мальна я учебна я нагруз ка Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов г. Трудоемкость в часах Утверждаю Директор МКУДО БДШИ Туренкова Н.С.__________ (подпись) "____" _______________ 20 М.П. Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 33 10 11 12 13 14 Недельная нагрузка в часах 2, 4,6, 10 1,3… 9 1,3… 9 8 2…8 2…8 3 3 4 4 3 3 3 3 2 2 3 ПО.02.УП.01. Беседы об искусстве 66 16,5 ПО.02.УП.02. История изобразительного искусства 396 198 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Пленэрные занятия4) ПО.03. ПО.03.УП.01 Пленэр Аудиторная нагрузка по трем предметным областям: Максимальная нагрузка по трем предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: В.00. Вариативная часть5) 49,5 2 198 4,6,8 1,5 1,5 1,5 1,5 1666,5 9,5 9,5 10,5 11,5 1666,5 18 20 22 23 112 112 112 112 28 28 28 28 3.5 2.5 1.5 1.5 1 2 2 1.5 1.5 1 1 1 1 13,5 14 14 14 14 19 22 26 26 25 3300 3412 1633,5 1633,5 4… -10 1778,5 22 627 Скульптура 132 - 132 В.00. УП.02. Цветоведение 33 - 33 В.00. УП.03. Композиция прикладная 297 - 297 В.00. УП.04. Компьютерная графика 165 - 165 2293,5 3894 90 9 1633,5 2293,5 627 В.00. УП.01. Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:6) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.04.00. Консультации7) Рисунок К.04.01. К.04.02. Живопись Композиция К.04.03 станковая 1,5 4… - 10 2 2,4,6, 8,10 2,4,6, 8,10 29 1 2 1 9 90 20 20 Годовая нагрузка в часах 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 8 8 8 8 К.04.04. К.04.05. А.05.00. Беседы об искусстве История изобразительного искусства 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2 8 Аттестация Промежуточная (экзаменационная) ИА.05.02. Итоговая аттестация ИА.05.02.01. Композиция станковая История изобразительного ИА.05.02.02. искусства Резерв учебного времени7) ПА.05.01. 2 2 2 2 1 1 1 - Годовой объем в неделях 4 1 2 1 2 1 5 1 1 1 1 1 В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по предметам могут выставляться и по окончании четверти. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год. В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 8) В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. 9) В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по предметам могут выставляться и по окончании четверти. 10) Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. 11) Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год. 12) В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 13) Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 14) Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек. 2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: Рисунок- 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю; Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю; Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю; Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю; История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Аудиторные занятия (в часах) 1501 Обязательная часть Музыкальное исполнительство 2491 1270,5 1120,5 1584 940,5 643,5 ПО.01.УП.01 Специальность 3) 953 627 ПО.01.УП.02 Ансамбль4) 330 198 ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс 165 99 ПО.01.УП.04 Хоровой класс4) 330 82,5 759 330 Теория и история музыки 7 10 11 12 13 14 Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 Недельная нагрузка в часах 132 66 429 9 33 396 247,5 8 5-й класс 1386 6 4-й класс 2887 5 3-й класс Структура и объем ОП Групповые занятия Мелкогрупп овые занятия Индивидуал ьные занятия Зачеты, 4 ПО.02. Распределение по годам обучения 2) 3 ПО.01. (по учебным полугодиям) 2-й класс 2 Промежут очная аттестация 1-й класс 1 Самост. работа Трудоемкост ь в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Максим альная учебная нагрузк а Трудоемкост ь в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Срок обучения – 5 лет контрольные уроки Экзамены Утверждаю Директор МКУДО БДШИ Туренкова Н.С._____________ (подпись) "____" _______________ 20___г. МП по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» 2023-2024 уч.г. 1,3, 5,7 4,6, 8 4,6, 8, 10 6,8, 10 2,4, 6,8 2.5 2.5 2,5 2,5 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 ПО.02.УП.01 Сольфеджио Музыкальная литература ПО.02.УП.02 (зарубежная, отечественная) Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: В.00. Вариативная часть5) В.01.УП.01 Хоровой класс4) Элементарная теория музыки Музыкальная литература В.02.УП.03 (зарубежная, отечественная) Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:6) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. Консультации7) Специальность К.03.01. К.03.02. Сольфеджио Музыкальная литература К.03.03 (зарубежная, отечественная) Ансамбль К.03.04. Сводный хор4) К.03.05. В.02.УП.02 А.04.00. Аттестация 412,5 165 247,5 2,4, 8,9 6 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 346,5 165 181,5 7,9 8 1 1 1 1 1,5 1072,5 6 7,5 7,5 8,5 9 1072,5 11,5 14,5 15,5 18 19,5 1,5 1,5 1,5 - - 2343 1270,5 18 396 115,5 330 82,5 66 33 2739 280,5 6,8, 10 247,5 33 1386 - 10 1 0,5 7,5 9 9 10 11,5 1353 13 19 19 22 23,5 6 148 40 16 40 0,5 1353 31 148 6 8 2 Годовая нагрузка в часах 8 8 8 8 2 4 4 4 10 2 2 4 6 2 8 2 8 8 8 Годовой объем в неделях Промежуточная (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01. Специальность ИА.04.02.02. Сольфеджио Музыкальная литература ИА.04.02.03. (зарубежная, отечественная) Резерв учебного времени7) ПА.04.01. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4 1 1 1 1 2 1 0,5 2 0,5 5 1 1 1 1 1 В общей трудоемкости на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 учебных полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные учебные полугодия (например «6-10» – с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По учебному предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты по чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени (в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства). В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Вариативную часть можно использовать и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области исполнительства на национальных инструментах народов России. Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия. 2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. 3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ДШИ или, в случае их недостаточности, работники ДШИ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ДШИ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» УТВЕРЖДАЮ Директор МКУДО БДШИ Туренкова Н.С.______________ (подпись) "____" _______________ 2023 г. М.П. 7-й класс 11 12 13 14 15 16 8-й класс 6-й класс 10 5-й класс 9 4-й класс 8 3-й класс 7 2-й класс 6 1-й класс 5 Экзамены 4 Распределение по годам обучения (по учебным 2) полугодиям) Зачеты, контрольные уроки 3 Промежуточна я аттестация Аудиторные занятия (в часах) Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия 2 Групповые занятия 1 Самост. работа Трудоемкость в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Максимальная учебная нагрузка Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Нормативный срок обучения – 8лет 17 Количество недель аудиторных занятий 32 ПО.01. ПО.01.УП.01. Структура и объем ОП Обязательная часть Хореографическое исполнительство3) Танец 309338191) 3093 328559 328 2765-3260 2765 2401 65 2336 130 130 33 33 33 33 33 33 Недельная нагрузка в часах 2,4 2 33 ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04. Ритмика Гимнастика 130 130 Классический танец 1023 1023 ПО.01.УП.05. Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Теория и история искусств Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства 330 330 658 658 ПО.01.УП.06. ПО.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. ПО.02.УП.03. Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: В.00. Вариативная часть4) В.01. В.03. Историко-бытовой танец История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) Современный танец В.04. Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 65 130 65 2,4 2,4 5… -15 7… -13 2,4… -14 2 1 2 1 6… -14 5 2 2 2 2 2 3 3 3 3 1 1 1 1 2 1 1 131 2,4,6 8 1 1 132 66 66 10 12 132 66 66 14 263 2599 8 8 11 11 11 11 2599 1 0 10 12 12 12 12 2 2 2 1 1 14 13 13 28 264 2 131 231 2 262 726 2 263 328 15 526 2927 8 495 264 15 1 3094 30 8 8 1 9 10 13 14 Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:5) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. Консультации6) К.03.01. Танец К.03.02. Ритмика К.03.03. Гимнастика К.03.04. Классический танец К.03.05. К.03.06. К.03.07. К.03.08. К.03.09. А.04.00. 3653 559 3094 166 - 166 Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства 8 15 16 16 15 15 2 2 2 8 2 8 8 8 8 8 6 6 6 6 8 8 8 4 4 1 - 8 8 8 2 2 2 4 2 8 Аттестация Годовой объем в неделях ИА.04.02. Итоговая аттестация 2 Классический танец Народно-сценический танец История хореографического искусства 1 Резерв учебного времени7) 2 2 2 56 7 ИА.04.02.03. 12 30 Промежуточная (экзаменационная) ИА.04.02.02. 12 Годовая нагрузка в часах 4 4 4 48 ПА.04.01. ИА.04.02.01. 1 0 1 1 1 1 1 1 2 0,5 0,5 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1) 2) 3) 4) 5) 6) В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени. В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками. 2. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек, мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х человек); индивидуальные занятия. 3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: «Гимнастика» - по 1 часу в неделю; «Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю; «История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю. Учебный план По дополнительной образовательной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства (3 года) № п/п 1. 1.1 Наименование предметной области/учебного предмета Учебные предметы художественнотворческой подготовки: основы изобразительной грамоты и рисование Годы обучения итоговая Промежуточн (классы), аттестация ая (годы количество (годы обучения, аудиторных часов в обучения, классы) неделю классы) I II III 6 6 6 2 2 2 I, II 1.2. композиция станковая 2 2 2 I, II 1.3. композиция прикладная 2 2 2 I, II, 2. Учебный предмет историкотеоретической подготовки: 1 1 1 2.1. беседы об искусстве 1 1 1 2 3 3 2 1 10 2 1 10 2 1 10 3. 3.1. 3.2. Учебный предмет по выбору: лепка компьютерная графика Всего: III III III - III I, II - III III Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства 2 ступень (2 года) № п/п 1. 1.1 2. Наименование предметной области/учебного предмета Учебные предметы исполнительской подготовки: основы музыкального исполнительства Учебный предмет историкотеоретической подготовки: 2.1. Музыкальная литература 2.2. Занимательное сольфеджио 2.3. Сольфеджио 3. 3.1. 3.2 Учебный предмет по выбору: хор предмет по выбору: другой инструмент, вокал, ансамбль, конц. класс (по желанию) Всего: Годы обучения (классы), количество Промежуточная аттестация аудиторных часов в (классы) неделю VI VII 2 2 2 2 3 3 1,5 1,5 - - 1,5 1,5 2,5 2,5 1,5 1 1,5 1 7,5 7,5 Итоговая аттестация (классы) VI VII VI VII VI VII VI VII VI VII Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства 1 ступень (5 лет) № п/п 1. 1.1 2. 2.1. Наименование предметной области/учебного предмета Учебные предметы исполнительской подготовки: основы музыкального исполнительства Учебный предмет историкотеоретической подготовки: Слушание музыки Музыкальная литература Занимательное 2.3. сольфеджио 2.4. Сольфеджио Учебный предмет по 3. выбору: 3.1. хор другой инструмент, 3.2 ансамбль, вокал, аккордеон, гитара Всего: 2.2. Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю I II III IV V 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 1 1 1 - - - - - 1 1 1 1 1 - - - - - 1,5 1,5 2 2,5 2,5 2,5 2,5 1 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1 1 1 1 6 6.5 6.5 7 7 Промежуточная аттестация (классы) Итоговая аттестация (классы) I, II, III, IV V I, II, III, IV - I, II, III, IV - - III - V - V - V Учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства 3 года 2022-2023 уч.г. (возраст 7-9 лет) Наименование предмета Количество часов в неделю Промежуточная аттестация (полугодие) Итоговая аттестация (полугодие) I II III Учебные предметы театрального исполнительства 7 7 7 Актерское мастерство 2 2 2 1.2.3,4,5 6 Сценическая речь 2 2 2 1.2.3,4,5 6 Театральная игра 1 1 1 1.2.3,4,5 6 Коллективное пение 1 1 1 1.3.5 - 1,3.5 - Ритмика Учебные предметы историкотеоретической подготовки 1 1 1 2 2 2 Музыкальная азбука 1 1 1 1.2.3,4,5 - Беседы о театре 1 1 1 1.2.3,4,5 - 9 9 9 Всего Учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства 3 года 2022-2023 уч.г. (возраст 10-12 лет) Наименование предмета Количество часов в неделю Промежуточная аттестация (полугодие) Итоговая аттестация I II III Учебные предметы театрального исполнительства 9 7 7 Основы актёрского мастерства Сценическое движение Художественное слово Вокальный ансамбль Танец 2 2 2 1.2.3,4,5 6 1 1 1 1.2.3,4,5 6 2 1 1,5 1.2.3,4,5 6 1 1 1 1.2.3,4,5 - Сценическая практика* 1 1 1 1.2.3,4,5 - - 1 1.2.3,4,5 - 1 - - 1 1 1.2.3,4,5 - 9 10 2 1 0,5 2 2 3 Слушание музыки и музыкальная грамота Грим 1 1 Беседы искусстве театре Всего 1 11 Учебные предметы историкотеоретической подготовки об и - - - Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области хореографического искусства (5 лет) 2023-2024 уч.г. Наименование предмета Учебные предметы хореографическо го исполнительства I Количество часов в неделю II III IV V VI Промежу Итогова точная я аттестац аттестац ия ия 7 6 6 6 7 9 - VI Ритмика и танец 4 - - - - - I - Гимнастика 1 - - - - - I - Основы классического танца Основы народносценического танца Эстрадный танец - 2 2 2 2 4 III V - 2 2 2 2 3 III V 1 - - - - - I - Современный танец - 1 1 1 1 2 III V ПКН 1 1 1 1 1 1 1 1 1 III V Бальный танец Учебные предметы историкотеоретической подготовки Беседы о хореографическо м искусстве Слушание музыки и музыкальная грамота Учебный предмет по выбору: вокал, музыкальный инструмент Всего 1 2 2 2 2 - 1 1 1 1 - - V 1 1 1 1 1 - - V 1 1 1 1 1 - - - 1 1 1 1 1 - - - 9 9 9 9 10 9 Пояснительная записка к учебным планам МКУДО БДШИ на 2022- 2023 учебный год Обучение в Бисертской детской школе искусств ведется по следующим направлениям: музыкальное искусство (фортепиано, народные инструменты: баян, аккордеон, гитара), хореографическое искусство, изобразительное искусство, раннее эстетическое развитие детей в возрасте 4-5, 5,5-6 лет (подготовительный класс). При составлении учебных планов школа руководствуется «Типовыми учебными планами», утвержденными Министерством культуры РФ (от 23.12.96 г. № 01 – 266/16 -12, 23.06.2003 г. №66 – 0116/32, от 22.03.2001 г. №01-61/16-32). С 1 сентября 2022 года МКУДО БДШИ осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей в области искусства в соответствии с учебными планами 2022-2023 уч. года. По дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам: 1) Хореографическое творчество; Срок реализации 8(9) лет. 2) Фортепиано; 3) Живопись; Срок реализации 5(6) лет; дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: 1) Музыкальное искусство Срок реализации 5,7 лет; 2) Хореографическое искусство Срок реализации 5 лет; 3) Изобразительное искусство Срок реализации 3 года. 4) Театральное искусство; Срок реализации 3 года. 5) Раннее эстетическое развитие детей в возрасте 4-5, 5,5-6 лет (подготовительный класс), срок реализации 1 год. Программы успешно реализованы. Программное обеспечение по направлениям следующее: Музыкальное искусство: а) фортепиано – типовая программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М. 1989; б) баян – типовая программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М. 1989; в) аккордеон – типовая программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М. 1989. г) сольфеджио – программа для ДМШ (7-летний, 5-летний сроки обучения). М.1972; учебные пособия: 1 класс – сольфеджио, А. Барабошкина. М., Музыка, 1987г. 2 класс – сольфеджио, А. Барабошкина. М., Музыка, 1987г. 3 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, С. Запорожец, М., Музыка, 1989. Ж. Металлиди, А. Перцовская, Л. Советский композитор, 1987. 4 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. 5 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. 6 класс – сольфеджио, Т. Калужская, М,. Музыка, 1991. 7 класс – сольфеджио, Б. Калмыков, Г. Фридкин, М., Музыка, 2002. Вспомогательный материал: таблицы интервалов и др.; хор – программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ, М.1988; музыкальная литература – программа для музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, М. 1982; примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств, М. 2002; учебные пособия: 1 год обучения (4 кл.) 1. М. Шорникова «Музыкальная литература» Музыка, её формы и жанры. 1-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2010. 2. Л. Зуева «Познавательная и увлекательная предыстория музыкальной литературы». «О музыке в диалогах» Учебное пособие для 1 кл. ДМШ, ДШИ, Ек-г, 1999. 3. В. Владимиров, А. Лагутин» Музыкальная литература для4 кл.» М., Музыка, 1988. 4. А. Фролов. Муз. литература для 3 кл., «Композитор», С-Пб, 2003 5. Л. Михеева, Муз. словарь в рассказах,М., «Сов. композитор», 1984. 6. Хрестоматия по муз. литературе для 4 кл., М., «Музыка», 1978. 7. Г. Калинина «Игры на уроках муз. лит-ре» Вводный курс, В.1, 8. З. Осовицкая, Муз. литература, 1 г. обучения, М., «Музыка» 9. Рабочая тетрадь по муз. лит-ре, 1-й год обучения С-Пб, «Композитор» 2008г. Диски: 1. Аудиоэнциклопедия «Как звучат музыкальные инструменты»; 2. П.И. Чайковский Балеты 3. Э. Григ 4. М.И. Глинка Оперы 5. Ф. Шопен № 1, 2 6. Л.Бетховен 7. И. Бах. Клавирная музыка .№ 1 8. И. Бах. Клавирная музыка .№ 2 9. Мой любимый Моцарт. 2 год обучения (5 кл.) 1. М. Шорникова «Музыкальная литература» «Развитие Западно-европейской музыки». 2-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2010. 2.О. Разумовская Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М. 2008. 3.Рабочая тетрадь по муз. лит-ре, 2-й год обучения С-Пб, «Композитор» 2008г. 4.Хрестоматия по муз. литературе для 5 кл., М., «Музыка», 1979. 5.Энциклопедия для детей «Искусство», т.7, ч.1, М. «Аванта», 1997 6.Н. Дмитриева «Краткая история искусств» М., «Искусство», 1989. 7.Л. Михеева, Муз. словарь в рассказах, М., «Сов. композитор», 1984. Диски: 1. Мировая коллекция классической музыки, в.1. 2. Ф. Шопен № 1, 2 3. Л.Бетховен 4. И. Бах. Клавирная музыка .№ 1 5. И. Бах. Клавирная музыка .№ 2 6. Муз. литература 2 год обучения 7. Ф. Шуберт№1 8. Ф. Шуберт№2 9. Ф. Шуберт№3 10. Мой любимый Моцарт. 11. В. Моцарт. Оркестровые произведения, камерно-инстр. музыка 12. Й. Гайдн Оркестровые произведения 3 год обучения (6 кл.) 1. Э. Смирнова Русская муз. литература под редакцией Т. Поповой, М. «Музыка, 2001. 2. М. Шорникова «Музыкальная литература» «Русская музыкальная классика». 3-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2010. 3. Г. Калинина «Игры на уроках муз. лит-ры» Русская музыка, В.3, 4. О. Разумовская Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М. 2008 5. А. Бородин, Романсы и песни, М., «Музыка, 1975» 6. А. Даргомыжский, Романсы, М., «Музыка, 1990». 7. А. Алябьев, Избранные романсы, М., «Музыка» 1981. 8. А. Бородин, «Князь Игорь», М., 1988. 9. П. Чайковский «Евгений Онегин» 10. П. Чайковский Избранные романсы, М., «Музыка», 1983. 11. Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», М. «Музыка», 1983 12. Михеева, Муз. словарь в рассказах, М., «Сов. композитор», 1984 Диски: 1. М.И. Глинка Оперы 2. П.И. Чайковский Балеты 3. Мировая коллекция классической музыки, в.1. 4. Русская музыкальная классика 5. А. Бородин. Избранное 6. М. Глинка Романсы 7. М. Глинка симфонические и вокальные произведения 4 год обучения (7 кл.) 1. М. Шорникова «Музыкальная литература» «Русская музыкальная литература 20 в.». 4-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2010. 2. Г. Калинина Муз. литература (тесты по отечественной музыке 20 в.) в.4 3. «Хрестоматия по муз. литературе отечественного периода для 7 кл.», М. «Музыка, 1974» 4. И Прохорова, «Муз. литература советского периода для 7 кл.», М., «Музыка», 2001 5. Михеева, Муз. словарь в рассказах, М., «Сов. композитор», 1984 Диски: 1. Мировая коллекция классической музыки, в.1. 2. Русская музыкальная классика 3. Русская музыка 20 в. 4. А. Шнитке. 5. С. Рахманинов, «Избранное» 6. Г.Свиридов « Метель» Хоровое пение: Музыкальный инструмент – типовая программа для ДШИ; Сольфеджио – 1 класс – сольфеджио, А. Барабошкина. М., Музыка, 1987г. 2 класс – сольфеджио, А. Барабошкина. М., Музыка, 1987г. 3 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, С. Запорожец, М., Музыка, 1989. Ж. Металлиди, А. Перцовская, Л. Советский композитор, 1987. 4 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. 5 класс – сольфеджио, Е. Давыдова, М., Музыка, 1989. 6 класс – сольфеджио, Т. Калужская, М,. Музыка, 1991. 7 класс – сольфеджио, Б. Калмыков, Г. Фридкин, М., Музыка, 2002. поурочный план на основе типовой программы для ДМШ; Хор – программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ. М. 1988. Изобразительное искусство: Детская школа искусств: изобразительное искусство. Программа художественных отделений. Рисунок, живопись, скульптура, композиция. Нормативные документы. Учебные планы. Образовательные программы. Составители: Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А. Гераскевич. М.1999. История изобразительного искусства. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Составитель – Ю.Н. Протопопов. М. 1986. ДПИ – составительская учебная программа «Природа и творчество», составитель Хадиулина Г.Г. г. Екатеринбург. 2004. Наглядные пособия: Таблицы, муляжи, гипсы и др. предметы для изображения с натуры. Дополнительная литература к предметам рисунок, композиция, живопись, ДПИ, скульптура, история искусств. Хореографическое искусство: Классический танец – проект программы для хореографических отделений школ искусств, М. 1988; Историко-бытовой танец – программа «Историко-бытовой и современный бальный танец» для хореографических отделений, М. 1983; Народно-сценический танец-проект программы для хореографических отделений ДШИ, М.1987; Беседы о хореографическом искусстве – примерная программа « Беседы о хореографическом искусстве для ДХШ и хореографических отделений ДШИ» М. 2004.; «История хореографического искусства Программа для хореографических отделений ДШИ» сост. В. Сердюков, 1986 ритмика и танец, примерный репертуарный перечень музыкальных произведений для музыкального сопровождения по классу хореографии; Сб. В. Пасютинская «Волшебный мир танца», М. Просвещение, 1985.; Сб. А Амригамзаева «Самые знаменитые мастера балета»М. Вече, 2002.; Сб. В.Соловьев. «Золотая книга русской культуры» М. Белый город, 2007.; Сб. М. Франгопуло «75 балетных либретто», Л. Советский композитор, 1960.; Сб. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов» М., Просвещение, 1989.; Сб. Е Суриц «Все о балете» Словарь, справочник, М., Л, 1966 Сб. Л. Лихачева «Школа этикета»Ек-г, Сб.М. Кваттерини «Учимся танцевать» Азбука балета М, 2001.; Сб. А. Кленеов, «Там, где музыка живет» М, Педагогика, 1986.; Сб. Л. Жданов «Вступление в балет» , М, Планета, 1086 Сб. А. Некрылова «Русские народные городские праздники» Л, Искусство, 1988.; Сб. Детская энциклопедия «Балет», М. Астрель, 2001.; Сб. И. Ивановский «Балетный танец 16-19 вв»2004 Сб. Сб. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца» 1983.; Сб. А. Ваганова «Основы классического танца»; Сб."Музыка для уроков классического танца", составитель Н. Ворновицкая. М. Советский композитор. 1989; Сб. Н. Ивановский «Бальный танец, 16-19 в.в.»; Сб.Г. Гусев. «Методика преподавания народного танца» ч.1 «Упражнения у станка» 2002; ч.2 «Танцевальные движения и комбинации на середине» 2004.; ч.3»Этюды» 2004; диск «Русские народные танцы и танцы народов мира»; Сб. «Сборник танцев», А. Иванов. М. Ленинград. 1948; Сб. «Сюжетные танцы»; Сб. «Танцевальные мелодии народов СССР». М. Музгиз. 1979; Сб. «Украинские народные танцы», Н.Ризоль.1954; Сб. «Уральский хоровод», В.Лаптев. 1989; Сб. «Бытовые народные танцы, 1960; Сб. «Методика преподавания народного танца» (на середине зала), Г.П.Гусев, М. Владос. 2004; Сб. «Методика преподавания народного танца» (у станка), Г.П.Гусев, М. Владос, 2004; Сб. «Учите танцевать детей», Г.П.Гусев, М.Владос,2004; Сост. Программа «Ритмика и танец. Хореографическое развитие ребенка», А.С.Санина, Ек - г. 2005; Сост. Программа «Современный танец. Джаз – танец, танец – модерн». Мурманск. 2001. Раннее эстетическое развитие детей в возрасте 5-6 лет (подготовительный класс): Музыка: Авторская программа «Дети. Мир звуков. Музыка». И. Манакова, Ек-г; Нотные приложения к программам; Сб. И. Манаковой, И.Смирновой «Волшебные звуки». Калан. 1998; Видеокассеты (фрагменты) «Чиполлино», «Приключения Буратино» Инструменты детского оркестра: барабан, бубен, румба, ксилофон, металлофон, треугольник, тарелки, ложки, трещотка, коробочка; Учебные пособия для детей «Звуковые буквари» - приложение к программе. Ритмика: Программные и методические рекомендации для преподавателей подготовительных классов при ДМШ, М. 1988; Аудиокассета по ритмике, Т. Бырченко, Г. Франио, М. Сов. Композитор, 1991; Хрестоматия по сольфеджио и ритмике, Т. Бырченко, Г. Франио, М. Сов. Композитор, 1991; сольфеджио (учебное пособие для подг. отд.), М. Котляровская – Крафт, И. Москалонова, Л. Музыка, 1996; Сб. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей», Г. Франио, М. Сов. Композитор, 1991; Сб. «С песенкой по лесенке», Т. Бырченко, М. Сов. Композитор, 1984; Сб. «Муз. Грамота», Е.Давыдова, С.Запорожец, М.Музыка, 1970; Сб."Нашим детям», (упр. для дошк.), Л.Музыка, 1970; Рисование и лепка: Программа по изобразительному творчеству для подготовительных групп при ДМШ, Одесса, 1988; Репродукции с картин художников, наглядные пособия, таблицы, натурные модели.