ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств» на 2024-2025 учебный год
Описание образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МКУДО БДШИ
I. Информационная справка учреждения
Бисертская детская школа искусств создана по решению Главы муниципального образования Бисертское Свердловской области № 340 от 01 августа 1997 года, в результате реструктуризации начальной школы, в том числе частью которой ранее являлась (была основана и начала функционировать как Бисертская музыкальная школа 01 октября 1987 года, с 1991 года – как Детская школа искусств пос. Бисерть).
На основании распоряжения начальника отдела образования муниципального образования Бисертское № 47 от 23 июня 2003 года муниципальная детская школа искусств переименована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Детская школа искусств» с сохранением прав и обязанностей ранее созданного учреждения. На основании приказа начальника отдела образования Бисертского городского округа – органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управлением образованием и молодежной политики №78 от 19 сентября 2011 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Детская школа искусств» переименована в муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Детская школа искусств»,14 декабря 2015 г. переименована в муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п.Бисерть и является правопреемником всех прав и обязанностей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей – «Детская школа искусств». Учредителем муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей – «Детская школа искусств» является Отдел образования администрации Бисертского городского округа. На основании приказа начальника МКУ Управление образования №19 от 30 января 2018г. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п.Бисерть переименовано в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств» и является правопреемником всех прав и обязанностей Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п.Бисерть.
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Бисертская детская школа искусств".
Юридический адрес: 623050, Свердловская область, Нижнесергинский район, р.п. Бисерть, ул. Дзержинского, д. № 2 А.
Телефоны: 8(34398)61225, 64202
Банковские реквизиты: л/счет 03906630210 в Финансовом отделе – функциональном органе администрации Бисертского городского округа, р/счет 03231643657590006200 УФК по Свердловской области БИК 016577551 Банк Уральское ГУ Банка России
Учредитель: МКУ Управление образования Бисертского городского округа
Форма собственности: Муниципальная
Год основания: 01.08.1997.
Место регистрации Устава: Межрайонная ИФНС России №12 по Свердловской области
Свидетельство о государственной регистрации от 01 января 2012 года, серия 66 № 007893145
Лицензия Серия 66 Л О1 № 0006264 от 03.07.2018 г., действительна бессрочно Рег. №19751
Государственный статус образовательной организации: казенное учреждение дополнительного образования.
Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума, оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направляются усилия по их разрешению
Индивидуально-личностная основа деятельности Бисертской детской школы искусств позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Бисертская детская школа искусств организует свою работу с учетом двухсменных занятий в общеобразовательных школах (и удаленности проживания детей от школы) в рабочее время, а также в выходные дни.
Формирующийся социальный заказ общества на образовательные услуги все больше ориентируется не только на получение учащимися определенного количества знаний, умений и навыков, но и на их качество, актуальность и востребованность. Достаточно большое значение приобретает сегодня и стремление родителей к возможно более полному и разностороннему развитию своих детей.
Деятельность Бисертской детской школы искусств ориентирована на осуществление в учреждении комплексного потенциала образовательного процесса: обучения, воспитания и развития. Обучение направлено на решение практических проблем, возникающих на стыке интересов учащихся школы и потребностей развития общества. Воспитание сосредоточено на формирование гуманистических, социально-значимых ценностей и образцов гражданского поведения, ибо дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Реализация образовательных программ оказывает учащимся практическую помощь в выявлении и развитии творческих способностей, помогает определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни.
Образовательный процесс направлен на то, чтобы помочь ребенку испытать "ситуацию успеха", получить разнообразный социальный опыт, научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
II. Концептуальные основы программы: приоритеты дополнительного образования; философия образования, цели и задачи образовательной деятельности учреждения
Цель, задачи, приоритетные направления образовательной деятельности ДШИ соответствуют виду образовательного учреждения – «Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств», основным направлениям федеральной и региональной политики образования.
Цель образовательной деятельности ДШИ: удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в области художественного образования и эстетического воспитания.
а) цели: придать воспитанию детей и подростков адресный характер, сориентировать воспитание на удовлетворение духовных потребностей; заложить основы для повышения культурного и социального статуса учащихся путем приобщения их к культуре и ее ценностям; направить учебный процесс в культурно – созидательное русло, обеспечить соответствие содержания задачам формирования культурной, грамотной личности современного типа; обеспечить возможность соединения получения художественного образования с целостным, разносторонним развитием личности; максимально способствовать широкому развитию одаренности детей и подростков, проявлению их личностных качеств духовного развития.
б) задачи: повышение качества и расширение спектра предоставляемых школой образовательных услуг; рост материально – технического обеспечения; создание условий, позволяющих учащимся максимально проявлять свои личные способности в различных формах обучения; содействие развитию методической работы в школе, создание условий роста педагогического мастерства преподавателей, методическое обеспечение; постоянное совершенствование кадровой политики; организация новых форм работы.
в) ожидаемый результат: подготовка выпускников профессионально ориентированных в сфере культуры и искусства; подготовка любителей и ценителей искусства, активных потребителей духовных ценностей, формирование социально адаптированной личности.
г) Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств» (БДШИ) оказывает дополнительные образовательные услуги по программам дополнительного образования детей в области художественного образования по направлениям:
· Музыкальное искусство: фортепиано, народные инструменты (баян, аккордеон, гитара);
· Хореографическое искусство;
· Изобразительное искусство;
· Раннее эстетическое развитие детей в возрасте 5,5-6 лет
Учащимся предлагаются учебные занятия по выбору:
Эстрадный вокал; Композиция прикладная; Компьютерная графика;
Все направления реализуются в рамках художественно – эстетической направленности.
д) Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Бисертская детская школа искусств» (БДШИ) оказывает дополнительные образовательные услуги по предпрофессиональным общеобразовательным программам:
· в области музыкального искусства «Специальность и чтение нот с листа»
· в области изобразительного искусства «Живопись»
· в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
III. Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.
Содержание образования определяется двумя качествами:
1. Освоение видов искусств через комплекс предметов.
2. Наличие двух уровней обучения: массовое как направление общемузыкального, общехудожественного образования и как первая ступень профессионального образования в сфере искусств.
Образовательный процесс базируется на учебных подразделениях, объединяющих обучающихся по следующим признакам: учебные группы по предметам (кроме предметов коллективного музицирования) формируются по возрастному принципу (в группах дети только одного возраста), по классам (1 класс, 7 класс и т.д.) и срокам обучения (5-летний, 7-летний и т.д.).
В БДШИ действуют долгосрочные образовательные программы – 5-летние, 7-летние, 8-летние.
Образовательный процесс в БДШИ имеет сложную структуру, основан на обязательном комплексе предметов и реализации, различных по уровню освоения образовательных программ – программы общеэстетические.
Нормативной основой образовательного процесса в детской школе искусств являются типовые (разработанные в 60-80-е годы) и примерные учебные планы (разработанные в 90-годы XX столетия и в 2000-е годы).
Содержательной основой образовательного процесса в ДШИ являются примерные учебные программы, разработанные Министерством культуры, а также Федеральные государственные требования.
Организация образовательного процесса в БДШИ характеризуется следующими особенностями:
- занятия проводятся в свободное от основной учебы время;
-обучение ведется в соответствии с учебным планом по имеющимся программам, по избранному детьми направлению;
–обучение сочетает индивидуальные и групповые занятия;
-для удовлетворения образовательных потребностей детей в школе, помимо основных предметов по избранному детьми направлению искусств учащимся предложен ряд предметов по выбору: эстрадный вокал, композиция прикладная, ансамбль, музыкальный инструмент, компьютерная графика.
Организация образовательного процесса в БДШИ направлена на решение существующего противоречия между определенной свободой выбора изучаемых предметов учащимися с одной стороны, и обязательного выполнения учебных планов и программ с другой.
Начало и окончание учебного года, каникулы устанавливаются в соответствии с годовым учебным календарным графиком.
Годовой учебный календарный график в БДШИ построен по принципу графиков общеобразовательных школ: учебный год делится на четверти с обязательным отдыхом детей от учебных занятий между четвертями.
Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий, которое в течение года может корректироваться. Расписание занятий утверждается администрацией школы. При составлении расписания занятий учитываются: сменность общеобразовательных школ, удаленность проживания детей от школы, занятость учебных помещений, санитарно – гигиенические нормы.
Преемственность уровней содержания образования.
В ходе образовательного процесса учащимся предлагается освоение двух ступеней: I – младшие классы и II – старшие классы.
Основа первой ступени – познавательная деятельность, в ходе которой учащиеся приобретают знания, умения, навыки по избранной специализации. Вторая ступень –старшие классы – закрепление навыков по избранной специализации, если есть необходимость предпрофессиональная подготовка.
Для учащихся обеих ступеней предложен ряд предметов по выбору: эстрадный вокал, музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон, гитара), вокал, композиция прикладная, компьютерная графика.
В результате сотрудничества преподавателей и учащихся прослеживается преемственность ступеней – уровней содержания образования, предусматривается непрерывная деятельность, в которой заняты преподаватели и учащиеся: это и проведение совместно лекций – концертов, конкурсов, выездных мероприятий и так далее.
Контроль качества образования.
Объективный и систематический контроль учебной работы учащихся способствует повышению уровня преподавания, улучшению организации образовательного процесса и усилению ответственности преподавателей за качество своего труда, а также является важнейшим средством управления учебно–воспитательным процессом. Контроль качества образования проводится на мероприятиях промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся включает в себя следующие формы (по направлениям):
1) Музыкальное искусство:
- контрольный урок, академический концерт, технический зачет, итоговая аттестация в форме исполнения сольной программы по предмету специальный инструмент, по предмету сольфеджио - экзамен.
3) Хореографическое искусство:
-контрольный урок, экзамен, защита реферата по предмету "Беседы о хореографическом искусстве".
4) Изобразительное искусство:
-просмотр работ, итоговая аттестация -защита творческой работы.
Оценивание учебной работы учащихся проводится согласно принятых и утвержденных локальных актов: "Положению о промежуточной и итоговой аттестации"; "Требованиям к экзаменам"; "Требованиям к оценке".
В ДШИ существует 10 бальная система оценок с последующим переводом в 5 бальную, что позволяет более дифференцированно подходить к оцениванию результатов достижений каждого учащегося. Оценка качества образования осуществляется через анализ успеваемости учащихся. Оценка качества преподавания, образовательного процесса осуществляется путем анализа работы Детской школы искусств.
IV. Методическое обеспечение реализации образовательных программ учреждения
Методическое и информационное оснащение образовательного процесса соответствуют требованиям дополнительных образовательных (учебных) программ и предпрофессиональных общеобразовательных программ и обеспечивают условия реализации стратегии образовательной деятельности, взаимодействия с образовательными и другими учреждениями, принятия управленческих решений и обеспечения коммуникаций в ОО.
Информационно-методическая помощь преподавателям БДШИ заключается в:
- предоставлении необходимой информации об образовательных программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей;
- организации, проведении, анализе данных мониторинга результативности образовательного процесса и педагогической деятельности;
- определении основных проблем и обосновании тенденций развития БДШИ.
Консультативно-методическая помощь:
тематические и индивидуальные консультации по проблемам:
- подготовки к педагогическим советам в итоговый период;
- подготовки к профессиональным конкурсам; аттестации педагога на квалификационную категорию; представления итогов педагогической деятельности;
- разработки программно-методической продукции и, её представлении на разных уровнях;
- работа методических объединений.
Методическое обеспечение соответствует уровню консультативно-методической помощи педагогам.
Образовательная программа была обсуждена и принята педагогически советом 27 мая 2024 года, Протокол №7